THALES

THALES

Автор конструкции уникального тангенциально-поворотного тонарма Миха Хубер (Micha Huber) начинал свою карьеру в швейцарской часовой промышленности. Годами он разрабатывал часовые механизмы, совершенствуя свои навыки в области точной механики. Виниловые вертушки, которые не в меньшей степени, чем швейцарские часы, являются продуктом точной механики, привлекали его и с профессиональной точки зрения, и сами по себе - как аудиолфила с ярко выраженной виниловой ориентацией. Наконец музыка и винил возобладали, хотя Хубер успел крепко встать на ноги в часовой индустрии, получив признание коллег и став одним из лучших конструкторов самых дорогих моделей швейцарских часов. Идея запатентованного им «гибридного» тонарма настолько проста и понятна, что поневоле удивляешься, почему она раньше никому в голову не приходила.

Замысел конструкции нового типа тонарма Хубер вынашивал с 2000 года. В 2004 прототип
был представлен экспертам и запатентован как Tangential Pivoted Tonearm. Затем в течение четырех лет продолжались работы по шлифовке конструкции, и наконец в 2008 году началось производство тонармов основанной Хубером компанией HiFiction AG.
Поворотный и тангенциальные тонармы имеют свои достоинства и недостатки. Поворотный тонарм позволяет использовать игольчатые подшипники, практически лишенные трения, воздействие которого к тому же многократно ослабляется эффектом рычага. Однако поворотному тонарму свойственна угловая погрешность оси головки звукоснимателя (угол между этой осью и радиусом диска отклоняется от 90° в сторону увеличения), которая растет по мере приближения иглы к центру диска. При этом значительно растут нелинейные искажения, по причине чего последний трек каждой стороны диска обычно звучат заметно хуже предыдущих. При большей длине тонарма угловая погрешность менее выражена, но возрастает негативная роль резонансных процессов.
Тангенциальный тонарм избавляет от угловой погрешности, но только при условии идеально подогнанного механизма, который обеспечивает смещения каретки с головкой строго по перпендикуляру к касательной диска. Однако в тангенциальных тонармах повышаются требования к подшипникам: эффект рычага в данном случае отсутствует, а применение игольчатых поворотных подшипников как таковых неприемлемо. Реализация устройства весьма сложна и по большом счету возможна только на основе воздушного подвеса каретки, требующего сжатого воздуха. Нужен компрессор, который создает шум, и поэтому должен быть выведен за пределы помещения прослушивания. Наконец, для тангенциальных тонармов характерна различная эффективная масса в вертикальной и горизонтальной плоскостях.