NAKAMICHI

NAKAMICHI

Nakamichi — японская компания, основанная в 1948. Компания стала ведущим разработчиком и производителем образцовых кассетных дек. В 1993, с угасанием спроса на кассетную технику, компания прекратила её выпуск и, не найдя новые ниши на рынке, фактически прекратила существование к концу 1990-х. Торговая марка Nakamichi перешла к гонконгской компании Grande Holdings, а Ниро Накамити основал собственную компанию, Niro Nakamichi. В наши дни под маркой Nakamichi выпускается массовая аудиотехника. Эцуро Накамити и его брат Ниро Накамити, основали Nakamichi Research в 1948. В 1957 году была разработана собственная магнитная головка для кассетных магнитофонов. С самого начала Nakamichi стремилась "выжать" максимум из этого формата записи. Использование специальных материалов и конструкции позволило получить широкий диапазон воспроизведения: от 20Hz до 20kHz. В 1957 Nakamichi выпустил для японского рынка первый, катушечный, магнитофон Fidela. В 1969 Nakamichi стала первой японской компанией, получившей лицензию на применение Dolby B. В 1960-е и первую половину 1970-х годов торговая марка Nakamichi была мало известна за пределами Японии; на американском рынке её продукты продавались с 1967 года под марками Fisher, Concord, Wharfedale, Elac, Leak, Goodmans, Sansui, Saba, Harman/Kardon и др. С появлением в 1964 году компакт-кассет Эцуро и Ниро сделали ставку на новый формат, и к 1973 году предложили рынку модели 1000 и 700, бывшие на тот момент абсолютно лучшими кассетными деками. В последующем, вплоть до 1993 года, флагманские модели Nakamichi, по существу, определяли технологический потолок магнитной звукозаписи своего времени. При этом, начиная с 1979, одновременно производились два «флагмана» с примерно равными возможностями по звуку; у одного из них управление калибровкой было автоматизированным, у другого — полностью ручным. 1973—1984: Nakamichi 1000. Помимо двухвального лентопротяжного механизма, сквозного тракта с раздельными головками записи и воспроизведения и системы шумоподавления, модели 1000 и 700 имели встроенные средства калибровки подмагничивания, выставления номинального уровня записи и азимута угла установки головок. В последующие годы калибровка подмагничивания и (существенно реже) уровня записи появилась и у конкурентов, но оперативная коррекция угла установки головок навсегда осталась «изюминкой» Nakamichi. Модель 1000 первого поколения, с ручной калибровкой уровней, была снята с производства уже в 1977; её новые версии продолжали выпускать малыми партиями в 1978—1984, независимо от выхода на рынок новейших флагманских моделей. Nakamichi 1000ZXL Limited выпуска 1981 года, с золотым покрытием лицевой панели и элементов лентопротяжного механизма, корпусом из красного дерева, с автоматической установкой азимута головки записи, уровнем записи, с полностью компьютеризированной калибрацией по четырём частотам и эквализацией, стала своеобразным непревзойдённым пиком кассетных дек, и одновременно, самой дорогой моделью фирмы, рассчитанной на частного покупателя (6000 долларов). При этом вплоть до 1984 года она комплектовалась только СШП Dolby B, а Dolby C можно было воспользоваться только через внешний блок шумоподавления. 1978—1981: Nakamichi 580. Если верхние модели 700/700II/1000/1000II поставлялись в «шкафу», то, начиная с модели 580, более простые (в классификации Nakamichi) модели стали выпускаться в низком «стоечном» корпусе. У моделей второго поколения, начиная с Nakamichi 580 M, запущенной в серию в 1978 году, а также моделей выпуска 1979 года впервые появилась насадка на головку воспроизведения, отодвигавшая фетровую прижимную подушку (стандартный элемент компакт-кассеты, прижимающий ленту к головке) от ленты. Натяжение ленты задавалось двумя ведущими валами, а подушка, по мнению инженеров Nakamichi, стала просто мешать равномерному движению ленты по головкам. В дальнейшем, это решение применялось у Nakamichi на всех выпускаемых моделях, включая модели с двумя головками. Nakamichi был создан идеальный магнитофон, в котором присутствовало всё то, что нужно для безукоризненной качественной записи музыки. Он автоматически устанавливал идеальные условия воспроизведения и подготовки к записи на любой вид кассетной плёнки. Будь то старая лента, или лента выпущенная на закате эпохи кассетных магнитофонов. Магнитофон имел 2 микропроцессора: A.B.L.E (Azimuth, Bias, Level, Equalizer) и RAMM (Random Access Music Memory). Автоматическая компьютеризированная калибрация компакт-кассеты происходила по четырём частотам. Nakamichi 1000ZXL и по сей день остаётся одним из самых дорогих, непревзойденным и общепризнанно лучшим магнитофоном, вобравшим в себя всё самое лучшее за всю историю записи и воспроизведения с компакт-кассеты. 1980—1982: Nakamichi 700ZXL. Вместе с 700ZXE, которая выпускалась всего два года (1981-1982) и 1000ZXL (1979-1984) общепризнанно считаются кассетными деками второго поколения, вплотную подошедшими к звучанию катушечных магнитофонов. Nakamichi 700ZXL полностью компьютеризированная кассетная дека с автоматической установкой азимута записывающей головки, калибровкой лент по трём частотам и эквализацией ( система A.B.L.E. (Azimuth, Bias, Level, Equalizer). Как и на модели 1000ZXL, в ней присутствовала система RAMM (Random Access Music Memory). Их младшие наследники—Nakamichi LX-5 (1981-1984) и дека с двумя головками—Nakamichi LX-3 (1982-1984). 1981—1984: Nakamichi ZX-7. С выпуском в 1981 модели ZX-7, и в 1982 модели уже третьего поколения - ZX-9 и одновременным выпуском модели второго поколения 1000ZXL развитие кассетной технологии, по существу, исчерпало себя: был достигнут предел по качеству звучания, который и по сей день считается непреодолимым. Все последующие изменения влияли либо на удобство пользователя, либо на себестоимость продукта. С этого момента начал сокращаться разрыв между Nakamichi и производителями массовых марок магнитофонов, которые вскоре приблизились к лидеру если не по качеству звука, то по функциональности и численным показателям. Уникальной особенностью ZX-7 и её модифицированной модели ZX-9, было наличие трёх параллельных блоков калибровки — на каждый тип ленты имелся свой набор регулировочных потенциометров. Все регулировки, включая установку азимута головки (в отличие от моделей 681XZ/682ZX/700ZXE/700ZXL/1000ZXL) оставались полностью ручными. 1982—1993: Nakamichi Dragon. Dragon выпускался больше всех остальных моделей Nakamichi. В течение этих лет Nakamichi Dragon каждый год выпускали около 3800 штук. Dragon уникален среди флагманских моделей наличием автореверса. За это удобство пришлось расплатиться особо сложным механизмом, уникальной головкой воспроизведения и усложнением электронного тракта. Он имел автоматическую регулировку азимута и полностью ручные регулировки калибрации на три типа магнитных лент. Dragon — модель второго поколения кассетных дек фирмы Nakamichi. За всё время изготовления они подвергались доработке. Магнитофоны, выпущенные в последние 6 лет считались наиболее надёжными, в которых некоторые недостатки, присущие этой модели ранних выпусков, были устранены. На задней стороне, у всех без исключения магнитофонов Nakamichi, имеется серийный номер, по которому можно узнать дату выпуска. 1985—1994: Nakamichi MR-1 и MR-2. Эта серия была выпущена для профессионального рынка с разъемами XLR и рековыми креплениями. Магнитофон с тремя головками и сквозным каналом MR-1 и магнитофон с двумя головками MR-2 (профессиональные версии магнитофонов BX-300 и BX-150 соответственно). 1986—1993: Nakamichi CR-70. В 1986, параллельно с Dragon, была запущена «обычная» (без реверса) флагманская модель, уже третьего поколения, — CR-70 и её упрощенная версия CR-50 (для рынка Америки и Европы эти модели обозначались как CR-7A/E и CR-5A/E соответственно). Nakamichi CR-50 выпускалась с 1986-1990 г. Nakamichi CR-70 и CR-50 первых лет выпуска оказались не столь надёжными. Поздние CR-70/50, в которых недостатки были исправлены, стали лучшими моделями третьего поколения Nakamichi. С ними могли лишь конкурировать топовые модели магнитофонов Tandberg, TEAC, Alpine/Luxman. Параллельно с перечисленными флагманскими моделями, Nakamichi производил и машины среднего и нижнего уровня в классификации Nakamichi (префиксы ZX, BX, RX, DR, а также, Cassette Deck (CD)); из них наиболее интересны деки с системой UDAR (префикс RX) — «односторонним автореверсом», который физически переворачивал кассету при неизменном направлении протяжки ленты. RX-202, RX-303, и модель с тремя дискретными головками RX-505. Во второй половине 1990-х Nakamichi, под руководством Ниро Накамити, вышло на рынок автомобильной аудиотехники, а также выпустило уникальный на то время шестидисковый компьютерный привод CD-ROM. Ни то, ни другое направление не оказалось конкурентоспособным, и в 1998 Ниро Накамити покинул угасавшую фирму, а в 2002 она была признана банкротом.

Перейдя в собственность китайской Grande Holdings, марка продолжила жизнь. В настоящее время компания занимается разработкой и выпуском телевизоров, домашних аудиосистем, автомобильных аудиосистем, наушников, домашних кинотеатров, dvd и blu-ray проигрывателей под маркой Nakamichi, стремясь соответствовать японскому качеству легендарного бренда.